Информация о распределении ресурсов и кризисные центры

ТЕОРИЯ СИСТЕМ, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КИБЕРНЕТИКА В ЭКОНОМИКЕ
УДК 330.46; 330.47; 338.24.01; 353; 65.01


Информация о распределении ресурсов
и  кризисные центры


 Войцехович Сергей Владимирович  -   директор ГП “Могилевский региональный информационный центр»

       
     Эта статья является продолжением цикла «Информационные ресурсы для управления территорией». В ней рассматриваются принципы формирования информационного ресурса «Информация о распределении ресурсов» и долгосрочные цели, которые достижимы при системной постановке данной задачи.

  1. Информационные ресурсы для управления территорией. Структура»  [1];
  2. Информационные ресурсы для управления территорией. Информация о технологиях и инновации [2];
  3. Вопросы организации информационного обеспечения региональных органов государственной власти»[3];
  4. Методология и принципы построения региональных информационных систем органов исполнительной власти [4].
  1. Структура «Информации о распределении ресурсов».

      Объектами управления региональных органов государственной власти являются индивидуальные и коллективные субъекты хозяйствования в лице физических лиц (население) и организаций [1]. 
      Первичная информация, накапливаемая в различных ведомственных государственных организациях может быть обработана в сводную в соответствии с существующими классификаторами (СОАТО, ОКПО и т.п.). Эта процедура хорошо работает тогда, когда субъект хозяйствования не имеет распределенной по территории региона инфраструктуры. То есть только тогда, когда юридический и почтовый адреса и фактическое размещение самого предприятия совпадает. Для любых распределенных и сетевых структур сделать какой-либо сводный анализ с помощью стандартных классификаторов практически не возможно.
      Что же нужно предпринять, чтобы появилась возможность оценивать качество, разветвленность и проводимость инженерных, транспортных, производственных и сбытовых сетей? Ответ очевиден и давно известен для любого физика или математика. Необходимо обеспечить привязку «объектов управления» к пространственным координатам, считать ресурсы «объектов управления» «источниками», а возможность перемещения ресурсов и скорость этого перемещения оценивать на основе расчета проводимости существующих сетей.
На сегодняшний день для того, чтобы обеспечить привязку «объектов управления» к пространственным координатам, зарегистрировать распределение ресурсов на территории используются электронные карты (ЭК) и геоинформационные системы (ГИС) различных типов, для которых разработаны перечни ключевых данных [5]. 
      Электронная карта (ЭК), на которой можно рассмотреть все здания и сооружения (к которым «привязаны» почтовые и юридические адреса субъектов хозяйствования) — это ЭК с масштабами 1:500 и 1:2000 (за пределами населенных пунктов — 1:2000 и 1:10000). Только использование этих масштабов позволяет в дальнейшем интегрировать в объединенной справочной системе ГИС данные органов статистики, налоговой инспекции, БТИ, а также отображать распределение по субъектам хозяйствования принадлежащей им недвижимости, материальных, финансовых, информационных, демографических и иных ресурсов [1]. Для отображения распределения различных видов ресурсов на управляемой территории используются, так называемые, кадастровые геоинформационные системы. На настоящий день государство нормирует 20 типов кадастров, регистров и иных информационных систем за ведение которых отвечает соответствующее ведомство[2].
      Кадастровые геоинформационные системы представляют собой информационную основу для решения более сложной математической задачи, упомянутой выше — определение возможности перемещения (транспортировки) различных видов ресурсов на управляемой территории. Решение этой задачи обеспечивается добавлением к кадастровым геоинформационым системам специализированного программного обеспечения, использующего теорию графов (или паттернов) для расчета инженерных, транспортных, производственных, сбытовых и иных сетей.
      Таким образом, «Информация о распределении ресурсов» для территории — это интегрированная геоинформационная система, где учитываются все объекты недвижимости, к которым «привязаны» все субъекты хозяйствования, их ресурсы, а также все транспортные и инженерные коммуникации (рис. 1)[1].

Рис. 1

  1. Принципы формирования, функциональность и технические требования при формировании территориальной ГИС

      Если не вдаваться в технические характеристики форматов хранения данных в геоинформационных системах , то можно сформулировать две наиболее распространенные концепции формирования геоинформационных систем территории. Условно их можно обозначить как «Общий мешок» и «Слоеный пирог».

    1. Принцип работы ГИС в концепции «Общий мешок» (рис 2):
      1. Создается электронная карта территории, которая хранится на центральном картографическом сервере (ЦКС).
      2. Вся информация хранится как общая неделимая БД, из которой можно по набору отличительных индексов сформировать выборку.
      3. Все организации вносят информацию о размещении своих объектов на ЦКС с помощью обслуживающих его программистов, с присвоением для каждого типа объектов отличительных индексов.
      4. Принципы хранения, обработки и анализа информации определяются и реализуются монопольно владельцем ЦКС 
      5. Для обеспечения работы и визуализации информации по запросу Пользователя ГИС формируется набор индексов объектов, по которому производится выборка и генерируется электронная карта (или набор слоев ЭК), на которой отображаются заданные к выборке объекты.
      6. Вся информация Пользователя ГИС находится в полном распоряжении владельца центрального сервера.
      7. Пользователь ГИС не имеет права проводить самостоятельную политику по формированию своего геоинформационного ресурса
      8. Пользователь ГИС не может самостоятельно обеспечивать конфиденциальность (секретность) своей геоинформационной информации.

 


Рис.
2
Как видно из рис.2 в обязанности владельцев информации входит только передача своей информации администраторам геоинформационной системы. Никакими другими процессами в ГИС они в явном виде управлять не могут.

 

    1. Принцип работы ГИС в концепции «Слоеный пирог» (рис. 3):
      1. Создается электронная карта территории, которая хранится на центральном картографическом сервере (ЦКС).
      2. Информация, которая хранится на центральном сервере (ЦКС) представляет собой набор слоев (БД), как обязательных к ведению в рамках формирования Государственных кадастров, так и служебных слоев Пользователей системы.
      3. Пользователю могут быть предоставлены права локального администратора ЦКС. При этом он может самостоятельно создавать свои служебные слои и формировать на них информацию об объектах, размещение и ресурсы которых он контролирует на данной территории
      4.  Для обеспечения работы и визуализации информации, хранящейся на ЦКС, по запросу Пользователя может быть сформирован набор слоев или создан один слой, куда будет «выгружена» вся информация из соответствующих слоев.
      5. Принципы обработки и анализа информации на своих служебных слоях Пользователь определяет самостоятельно.
      6. Пользователи могут объединить информацию своих служебных слоев для обеспечения совместных разовых работ или долгосрочных программ.
      7. Пользователь ГИС не может самостоятельно обеспечивать конфиденциальность (секретность) своей геоинформационной информации.


Рис. 3
Как видно из рис.3 Пользователи ГИС могут вводить информацию как самостоятельно в предоставленные им для работы слои, так и через администраторов геоинформационной системы

 

 Что общего в этих концепциях?

      1. Наличие электронной карты территории, которая хранится на центральном сервере (ЦКС).
      2. Ведение системы кадастров за счет совместной работы Пользователей - поставщиков первичной информации.
      3. Возможность по запросу Пользователя сформировать набор слоев (или один слой), куда будет «выгружена» информация из соответствующих слоев, хранящихся на ЦКС.
      4. Служебная информация всех Пользователей хранится на сервере третьей организации, обслуживающей ГИС.

      Если первые три из общих свойств очевидно полезны, то хранение служебной информации на сервере чужой организации в долгосрочном плане заблокирует развитие и интеграцию информационных ресурсов в любой территориальной ГИС. 
      Каждый владелец инженерных сетей скажет - дайте мне электронную карту; обеспечьте мне ее обновление даже на возмездной основе, заберите у меня информацию; которую обязан предоставлять в рамках ведения градостроительного и земельного кадастров, но за конфиденциальность свой служебной информации я хочу отвечать сам. 
      Для силовых структур требование о защите своей информации еще принципиальней.
Очевидно, что прямое применение перечисленных выше концепций, позволяет создать закрытую корпоративную или ведомственную ГИС, но блокирует любую попытку совместной работы ведомственных ГИС и создания интегрированной ГИС территории. 
      Попробуем сформулировать иную концепцию построения территориальной интегрированной ГИС, которая будет устраивать всех участников информационного взаимодействия и, которую мы будем в дальнейшей называть единой интегрированной ГИС (ЕИ ГИС) территории.
Когда мы говорим о единой интегрированной ГИС, это подразумевает, что какая то часть геоинформационного ресурса одинакова для всех Пользователей. Наверно это должен быть набор слоев, который позволит всем Пользователям обеспечивать одинаковую привязку своей информации, как к географическим координатам, так и к объектам на карте. Обычно к таким объектам относятся здания и сооружения, водоемы, дороги и т.п. Одновременно должны выполняться требования единства и связности БД ЕИ ГИС, то есть если происходит изменение названия какого-либо объекта на карте это изменение должно отображаться у всех Пользователей [2]. Эти два требования позволяют ввести определение «набора базовых слоев» для ЕИ ГИС территории.
      «Набор базовых слоев» для ЕИ ГИС территории – совокупность объектов на электронной карте территории имеющих географические имена или почтовые адреса, изменение названий которых возможно только на основании решения органа государственной власти, обеспечивающего управление данной территорией.
      Соответственно, единый комплект электронных карт (ЕКЭК) территории – это «набор базовых слоев» и первичная информация, на основе которых эти слои формируются (растровый слой электронной карты, аэро-, космо- и ортофотото снимки территории).
      Как уже ранее упоминалось «..для обеспечения контроля количества соответствующих ресурсов (товары, деньги, недвижимость, налоги, земля, полезные ископаемые и т.п.) на своей территории государство формирует и обеспечивает работу соответствующих министерств и ведомств. Последние создают региональные организации для сбора первичной информации, которая затем интегрируется до уровня территориальных административных единиц (города, районы, области) и передается правительству» [1]. Это означает, что при формировании единой интегрированной геоинформационой системы территории необходимо реализовать такую функциональность, при которой любая региональная организация, которой поручено контролировать соответствующий вид ресурса, могла бы самостоятельно и без посредников формировать и обрабатывать информацию о распределении своего вида ресурса на территории.

    1. Функциональность единой интегрированной геоинформационной системы территории:
      1. Использование единого комплекта электронных карт территории (ЕКЭК) для всех зарегистрированных Пользователей ЕИ ГИС с единой системой координат и «базовых» объектов на ЕКЭК территории.
      2. Предоставление Пользователям доступа к базовым слоям ЕИ ГИС, в объеме достаточном для однозначного позиционирования и самостоятельной привязки любых объектов и служебной информации Пользователя к ЕКЭК территории.
      3. Предоставление Пользователям ЕИ ГИС, отвечающим за формирование информационных ресурсов государственных кадастров (в соответствии с существующим законодательством), возможности формировать такие информационные ресурсы самостоятельно без посредников.
      4. Предоставить Пользователям ЕИ ГИС возможность на возмездной основе получать любой набор данных, собираемых в рамках системы государственных кадастров, для информационного обеспечения своей производственной деятельности.
      5. Предоставить Пользователям ЕИ ГИС возможность объединять свою служебную информацию в отдельные ведомственные или корпоративные ГИС, совместимость информации в которых (относительно координат и «базовых» объектов на ЕКЭК) однозначно будет обеспечиваться реализацией требований п. 2.2.

 

      Перечисленная функциональность может быть реализована в случае хранения геоинформационного ресурса ЕИ ГИС территории на базе инфраструктуры Центральный сервер (ЦКС)- Локальные сервера Пользователей (ЛСП). (рис.4).

Рис. 4

      При этом на ЦКС хранится ЕКЭС, а на локальном сервере Пользователя, кроме переданного ему минимального набора базовых слоев, размещается вся служебная информация Пользователя. Таким образом, образуется распределенная в пространстве система серверов, каждый из которых реализует формирование ГИС «Слоенный Пирог», но при этом у каждого есть зависимый от ЦКС одинаковый для всех набор базовых слоев, за актуализацию которого отвечают как пользователи так и органы государственной власти территории (Рис.4). 
      Такое построение ЕИ ГИС можно назвать «распределенный слоенный пирог», а технические требования к ней можно сформулировать следующим образом:

    • Концепция «Распределенный слоеный пирог» (рис.4 и рис.5):
      • Создается единый комплект электронной карты (ЕКЭК) территории, которая хранится на центральном сервере (ЦКС ЕКЭК).
      • Информация, которая хранится на центральном сервере (ЦКС ЕКЭК) представляет собой набор слоев обязательных к ведению в рамках формирования Государственных кадастров в соответствии с соответствующими законодательными актами.
      • Каждому Пользователю с центрального сервера передается фиксированный набор базовых векторных слоев, с помощью которых он обеспечивает точную привязку своей информации к координатам ЕКЭК территории.
      • Набор базовых векторных слоев может быть размещен на локальном сервере Пользователя (ЛСП). Пользователь самостоятельно и в любом количестве формирует свои служебные слои.
      • На центральный сервер ЕКЭК Пользователь передает только ту часть своего информационного ресурса (слой), которую он обязан создавать в рамках обязательного ведения системы государственных кадастров. Вся остальная информация является собственностью Пользователя, он самостоятельно ей распоряжается и обеспечивает необходимый уровень конфиденциальности.
      • Для обеспечения работы и визуализации информации, хранящейся на ЦКС ЕКЭК, по запросу Пользователя может быть сформирован и передан на ЛСП соответствующий набор слоев (или создан один слой).
      • Принципы обработки и анализа информации на своих служебных слоях Пользователь определяет самостоятельно.
      • Пользователи имеют право (и возможность) объединить (на временной и постоянной основе) информацию своих служебных слоев для обеспечения совместных разовых работ или долгосрочных программ.

 

      Как видно из Рис.5 в территориальной ГИС, созданной в концепции «Распределенный слоеный пирог», может быть полностью исключен ввод информации в нее через посредников. То есть, каждое ведомство или организация отвечает за достоверность и полноту вводимой в ЕИ ГИС  информации самостоятельно.
      Это означает, что появляется техническая возможность реализовать пункт 9 «Положения о порядке информационного взаимодействия государственных кадастров, регистров и иных информационных систем» - «Формирование ключевых данных , прекращение их действия или изменение производятся только в одной кадастровой системе (регистре), которая по этим данным является первичной по отношению к другим».[2]


Рис. 5
Основные плюсы построения ЕИ ГИС в концепции «Распределенный слоеный пирог» не в перечне ее функциональности (п.2.3.) или технических требованиях (п.2.4.), а в следствиях из них:
Следствием ее функциональности и свойств является возможность:

  • вносить изменения в ЕИ ГИС только владельцем информации без посредников;
  • исключить дублирование работ как при создании единого комплекта электронных карт (ЕКЭК) территории, так и при его сопровождении;
  • разделить геоинформационный ресурс ЕИ ГИС (в том числе и на физическом уровне) и права собственности на него в соответствии с источником финансирования работ по его созданию;
  • интегрировать источники финансирования от всех организаций Пользователей ЕИ ГИС.
  • обеспечить гарантированное восстановление информационного ресурса ЕИ ГИС территории за счет объединения информации распределенной на локальных серверах Пользователей ЕИ ГИС.

      Совокупность технических характеристик, присущих концепции «Распределенный слоеный пирог», качественно меняет способы управления при формировании и эксплуатации территориальной геоинформационной системы 
      Различия представленных ранее концепций формирования ГИС с точки зрения менеджмента представлены в Таблице 1.


Таблица 1
Различие функциональности интегрированной геоинформационной системы при формировании ее в различных концепциях

 

Цели и функциональность

«Общий мешок»

«Слоеный пирог»

«Распределенный слоеный пирог»

1

Цели формирования ЕИ ГИС

Формирование интегрированной ГИС на базе единого хранилища геоинформационного ресурса региона.

Монополизация всего геоинформационной ресурса в регионе, независимо от источника финансирования работ.

Формирование интегрированной ГИС на базе единого хранилища геоинформационного ресурса региона.

Монополизация всего геоинформационной ресурса в регионе, независимо от источника финансирования работ.

Формирование интегрированной ГИС как распределенной системы «хранилищ», где центральный сервер обеспечивает решение следующих задач:

  • Формирование единого «хранилища» государственного геоинформационного ресурса территории, представляющего собой набор слоев обязательных к ведению в рамках формирования Государственных кадастров в соответствии с соответствующими законодательными актами.
  • Обеспечения совместимости всех геоинформационных систем региона за счет предоставления всем Пользователям ЕИ ГИС региона набора базовых (опорных) слоев для ведения своих собственных или корпоративных ГИС
  •  Разделение геоинформационного ресурса (и прав на собственности на него) в зависимости от источников финансирования:
    • государственные кадастры (госбюджет)
    • корпоративные и ведомственные ГИС
    • ГИС отдельных организаций
  • Интеграция источников финансирования от всех организаций использующих в своей работе обновляемый на центральном сервере комплект электронных карт территории. .

2

Самостоятельное формирование собственного информационного ресурса

Нет

Да, на сервере третьей организации, обслуживающей ИГИС

Да

3

Самостоятельная защита собственной информации

Нет

Нет

Да

4

Самостоятельное обработка и анализ своей служебной информации

Нет

Да, на сервере третьей организации, обслуживающей ИГИС

Да

5

Исключительное право собственности на свою служебную информацию

Нет

Нет

Да

6

Возможность независимо от центрального сервера объединить информацию служебных слоев нескольких организаций для обеспечения совместных разовых работ или долгосрочных программ.

Нет

Нет

Да


  • Информация о распределении ресурсов и условия формирования ситуационных и кризисных центров.
    • Организация контроля за определенным видом ресурсов на управляемой территории

      Как уже упоминалось ранее, управление территорией подразумевает управление состоянием и взаимодействием всех материальных объектов и субъектов хозяйствования, расположенных на данной территории. Любые материальные объекты, находящиеся на управляемой территории, представляют собой материальные или иные ресурсы, которые могут принадлежать (управляться) субъектами хозяйствования или органами государственной власти [1]. Государство делегировало право контроля количества ресурсов на своей территории соответствующим региональным ведомственным организациям. Каждому виду ресурсов всегда можно соотнести транспортные коммуникации, по которому он может перемещаться, и соответствующую организацию его контролирую. Например:


Ресурс

Название транспортной сети

Контролирующая организация

Вода

водопроводные сети

Горводоканал

Тепло

тепловые сети

Гортеплосети

Электроэнергия

электросети

Горэнерго

Свет

Сети электроосвещения

Горсвет

Информация

Телефонные и другие информационные сети,

Телефонные сети, гостелерадио и т.д.

Население

Автомобильные дороги, ж/д.и т.д.

Минтранс

Товары

      В общем виде ресурс - это количество чего-либо. И не всегда увеличение количества какого-то ресурса означает улучшение условий проживания населения на данной территории. Поэтому государство контролирует и уровень загрязнения окружающей среды, и уровень преступности, с целью их снижения и предотвращения возможности распространения. 
      Отображение распределения ресурсов на электронной карте - лишь часть задач в области информационного обеспечения органов государственной власти, которые должна обеспечивать ЕИ ГИС территории.
      Управление регионом - это не только знание, где что находится. Это процесс принятия решений и реализации распоряжений по перемещению и обмену ресурсами на управляемой территории. Это означает, что для информационного обеспечения принятия решений должна существовать возможность анализа транспортной инфраструктуры региона, обеспечивающей перемещение (перераспределения) различных видов ресурсов (люди, материалы, деньги, тепло, электроэнергия и т.д.) на управляемой территории с целью последовательного её улучшения. 
      Для отображения размещения объектов управления и состояния инженерных и транспортных сетей формируется инфраструктура диспетчерских пунктов. Диспетчерский пункт (ДП) - центр системы диспетчерского управления, где сосредотачивается информация о состоянии производственного процесса, движения транспортных средств и т.д. В помещении диспетчерской находится диспетчерский пульт и диспетчерский щит с органами управления, средствами связи, устройствами визуального контроля и сигнализации, с помощью которых диспетчер управляет работой объекта [6]. Как правило, для того чтобы обеспечить сбор информации об объектах управления, к помещению ДП подводятся кабельные сети, по которым осуществляется передача информации с дистанционных датчиков контроля и осуществляется дистанционное управление. В дальнейшем ДП который обеспечивает сбор информации от дистанционных датчиков контроля (и дистанционное управление) через кабельные сети, будем называть стационарным диспетчерским пунктом (СДП). Функциональность стационарного диспетчерского пункта представлена на рис. 6.

Функциональная схема работы стационарного диспетчерского пункта.
Рис. 6

      Если вместо схемы коммуникаций на щите управления использовать служебные слои электронной карты, позволяющие описывать инженерные или транспортные сети как математический граф, то изменяется качество управления. Современное специализированное программное обеспечение позволяет рассчитывать и проанализировать поведение практически любой инженерной сети с использованием сформированных на базе электронной карты графовых моделей (CityCom ИГС от ИВЦ «Поток», ZuluThermo/Hydro от «Политерм» и т.п.).
      Это означает, что кроме отображения на экране компьютера текущего состояния сети в соответствии с показаниями дистанционных датчиков ее контроля, можно рассчитать и отобразить возможное состояние сети в случае отклонения ее параметров от нормы.

      На основании показаний дистанционных датчиков контроля, в СДП всегда существует интегрированная информация о состоянии объектов управления. Эту информацию можно сформировать в отдельный файл и передать по беспроводным каналам связи на удаленный компьютер. Наличие на этом компьютере обновляемой электронной карты (ЭК) территории; описания инженерной сети как графа с привязкой ее к координатам служебных слоёв ЭК и специализированного программного обеспечения для расчета сети реализуют функциональность мобильного диспетчерского центра (МДЦ), работающего в реальном режиме времени (рис 7).


Функциональная схема работы мобильного диспетчерского пункта.
Рис. 7

      Если к функциональности МДП добавить помещение, оборудованное большими экранами для вывода информации, то получим функциональность ситуационного центра, как по оборудованию, так и по информационному обеспечению (рис.8).
      Под ситуацией можно понимать множество оперативных элементов, расположенных в определенных точках статической системы. Подразумевается также наличие причинно-следственных связей, которые могут выражаться множеством последовательных событий или процессов. В этом смысле ситуация кардинально отличается от состояния и события, соответствующих только одному моменту времени. Ситуация есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов системы и связей между ними, которые находятся в постоянных и причинно-следственных отношениях, зависящих от произошедших событий и протекающих процессов.
      Обобщенное описание системы с помощью ситуаций называется ситуационной моделью (СМ). Если система только отображает информацию и понимание ситуации складывается исключительно у субъекта, то она мало чем отличается от следящих систем. Любую программу, где создается модель, равно как и любое устройство, отражающее поведение реальных объектов, можно назвать системами ситуационного моделирования, ситуационными центрами или ситуационной комнатой. 
      С функциональной точки зрения под понятием «ситуационный центр» мы понимаем комплекс программных и аппаратных средств, которые позволяют хранить, отображать, имитировать или анализировать информацию на основе ситуационной модели [7].


Функциональная схема работы ситуационного центра
Рис. 8

      С технической точки зрения ситуационные центры это - специальные помещения, оснащенные комплексами оборудования, которые позволяют визуализировать, представив в графическом виде, огромные объемы информации, которые человек должен в течение очень короткого времени осмыслить, проанализировать и принять решение.
      Целью создания "ситуационного центра" является: обеспечение принятия решения на основе современных информационных технологий, позволяющих собрать необходимые фактические данные в реальном масштабе времени и в удобном для руководителя виде. [8,9].При этом на программно-аппаратном уровне должно поддерживаться не три [8], а как минимум пять основных функций.

      • получение, совмещение и интеграция информации поступающей из различных источников;
      • моделирование текущей ситуации и прогноз ее развития в различных сценариях;
      • визуализация и мониторинг потоков информации;
      • анализ ситуации и принятие решения;
      • формирование, документирование и передача управляющего воздействия (распоряжения).

      В литературе встречается описание и классификация множества различных центров управления. К ним относятся ситуационные, ситуационно-аналитические, стратегического управления или кризисные центры органов государственного управления. При множестве вариантов функциональности, аппаратной комплектации и программного обеспечения наблюдается практически полное отсутствии рекомендаций:

  • Каким образом будет обеспечиваться информационная поддержка таких центров?
  • Как обеспечить гарантированную пространственную совместимость информации от различных ведомств?
  • Как обеспечить анализ такой информации в реальном режиме времени?
  • Как защитить права собственности на служебную информацию, используемую при работе подобных центров?

      Попробуем, с использованием изложенного ранее, ответить на эти вопросы.

 

    • Технические требования к функциональности кризисного центра территориальных органов государственного управления.

 

      • Документированию работы центров управления территориально распределенными ресурсами.

      Проанализируем представленные на рис.6-8 функциональные схемы.
      Особенностью любого процесса управления, независимо от его уровня, является требование к подробному документированию состояния объектов управления и отдаваемых распоряжений. Это означает, что в любом центре управления всегда можно выделить функциональный Блок А – анализ, принятие решения, формирование поручения, передача поручения и документирование (рис.6-8). 
      Возможность приема интегрированной информации о состоянии объектов управления и возможность на основании этой информации смоделировать текущее и расчетное состояние управляемой системы (сети), формируют функциональность Блока Б, который является обязательным как для мобильного диспетчерского пункта так и для ситуационного центра.
      Для решения проблемы информационного обмена между мобильным и стационарным диспетчерскими пунктами информационная система должна обеспечить формирование, регистрацию и передачу интегрированной информации следующей структуры:

  • Распоряжение (текстовый документ) - запись в ячейке базы данных
  • Перечень исполнителей – выборка записей из существующей БД исполнителей
  • Перечень и состояние изменяемых параметров объектов управления - произвольное заранее не известное количество записей из существующих справочников, описывающих состояние управляемой системы (сети).
  • Дополнительные файлы расчетов, чертежей, электронных карт и инструкций, поясняющие и обосновывающие регламент исполнения поручения, сформированного в ситуационном центре.

      Другими словами, должна существовать техническая возможность привязать к поручению любой объем справочных данных и документов, которые полностью описывают как текущую обстановку на момент выдачи распоряжения, так и расчетные варианты ее изменения.
На сегодняшний день информационные системы, которые могут обеспечить регистрацию, хранение и передачу документов и распоряжений называют системами электронных документооборотов (СЭД). Можно систематизировать четыре типа систем электронных документооборотов, решающих различные задачи [8]:

  • СЭД, копирующая бумажное делопроизводство (канцелярский документооборот). Формирует только электронную карточку документа с фиксированным набором полей в базе данных (БД)
  • Административно-распорядительная CЭД, обеспечивающая фиксирование всех распоряжений в организации, с возможностью привязки к ним документов, зарегистрированных в СЭД. Формирует электронную карточку документа с фиксированным количеством полей в БД и электроннй архив текстов документов.
  • Техническая СЭД, обеспечивающая коллективную работу многих исполнителей с целью формирования комплекта документации в фиксированные сроки. Современные трехмерные параметрические системы автоматизированного проектирования уже на уровне технического задания предполагают создание сборок чертежей в каждом из которых может быть произвольное количество размеров и других вспомогательных данных, хранящихся в технологических справочно-информационных системах (СИС). Кроме архива электронных документов и соответствующих им полей электронной карточки документа в БД, к самому документу может быть «привязано» произвольное количество данных и различных документов в режиме «один ко многим».
  • Геоинформационный документооборот, обеспечивающий совместную работу СЭД, географического редактора и баз данных справочно-информационных систем (СИС), в которых хранится информация об объектах, отображаемых на электронной карте. Обеспечивает режим работы «один ко многим», когда один документ или запись в БД могут быть «привязаны» ко многим объектам на карте (многим координатам) или к одному объекту может быть привязано множество различных документов или данных.

      Предлагаемая классификация систем электронных документооборотов позволяет сделать вывод, что для обеспечения работы мобильного, ситуационного или кризисного центров возможно применение только технических или геоинформационых документооборотов. Только подобные СЭД своей функциональностью могут обеспечить формирование и экспорт во внешнюю среду поручения с указанием объектов управления и привязкой к ним произвольного количества справочных данных и документов (файлы расчетов, чертежей, электронных карт, инструкций и т.д.).
      Исходя из изложенного, при разработке технического задания на формирование ЕИ ГИС территории требуется предусмотреть обязательную её интеграцию с документооборотом соответствующей функциональности (рис.9), что обеспечит в дальнейшем совместимость по функциональности ЕИ ГИС территории и создаваемых с использование ее базовых слоев всех мобильных, ситуационных и кризисных центров.


Рис. 9

      • Требования к информационному обеспечению кризисного центра территориальных органов государственного управления

      Представленные выше функциональные модели работы различных центров управления позволяют ввести в рассмотрение следующую их классификацию:


   1.

Центры управления (контроля) технологическим процессом

Стационарные диспетчерские пункты (СДП)

1.1.Центры управления (контроля) комплексом технологических процессов.

Объединенные стационарные диспетчерские большого предприятия (ОСДП)

   2.

Центры контроля количества и распределения различного вида ресурсов и средств (коммуникаций) по их транспортировке.

Мобильные диспетчерские пункты (МДП).
Ситуационные центры контроля ресурсов на управляемой территории (предприятии) (СЦКР)

2.1. Центры контроля количества и распределения совокупности подобных (или зависимых) ресурсов и средств (коммуникаций) по их транспортировке.

Объединенные ситуационные центры контроля ресурсов на управляемой территории (ОСЦКР) или на предприятии

   3.

Центры контроля, распределения и взаимодействия различных видов ресурсов на управляемой территории (предприятии)

Для предприятия это ERP системы
Для территории это региональные межведомственные информационно-аналитические центры (РМИАЦ) или кризисные центры (КЦ) органов государственной власти .

      Региональный информационно-аналитический центр должен обеспечивать информационную поддержку деятельности органов государственной власти в управлении и использовании всех видов ресурсов, размещенных на территории, в соответствии с основной целью — последовательное улучшение благосостояния (увеличение дохода) и условий проживания (личные выгоды) всего населения данной территории [1]. С аналитической точки зрения РМИАЦ должен обеспечивать обоснование:

      • какое количество ресурсов каждого вида в настоящий момент есть и какое должно (может) быть
      • как должны (могут) распределяться ресурсы по управляемой территории и в какой пропорции друг относительно друга,
      • каким образом обеспечить эту пропорцию, и в какие сроки это возможно сделать и т.д.

      Отличие территориального кризисного центра органов государственной власти от информационно-аналитического в том, что кризисная ситуация это обычно кратковременное состояние системы, выход из которой обеспечивается перемещением относительно эпицентра кризиса имеющихся в наличии ресурсов. Информация о количестве, размещении и возможностях транспортировки ресурсов накапливается в ситуационных центрах контроля ресурсов. Современное состояние информационных технологий таково, что, рано или поздно, каждая организация, контролирующая распределение ресурсов на уровне региона, должна будет сформировать свой мобильный и/или ситуационный центр контроля ресурсов (СЦКР), с использованием геоинформационных технологий (рис.8). Это означает, что в настоящее время не существует ни технологических, ни организационных препятствий для формирования кризисного центра территории как совокупности размещаемых в одном здании территориальных СЦКР. Особенностью работы ситуационных и кризисных центров является требование вывода (визуализации) информации на большие экраны, установленные в выделенных помещениях, с тем, чтобы несколько экспертов, имея одинаковый объем исходной информации, могли принимать совместное решение (Блок С рис.8 и рис. 10).

      Для кризисного центра эта задача значительно усложняется в связи с тем, что количество специализированных программных комплексов, осуществляющих расчет возможных сценариев влияния кризисной ситуации на распределение различных видов ресурсов на территории, может быть от одного до нескольких десятков. Вывод такого количества информации на отдельные экраны в одном зала бесполезен для качественного анализа, так как эксперты не смогут одинаково воспринять исходные данные (каждый будет смотреть только на те экраны, где ему что-то знакомо). Необходимо обеспечить реализацию механизма интеграции имеющейся информации в реальном режиме времени.

      При создании ЕИ ГИС территории с центрального картографического сервера (ЦКС) всем Пользователям предоставляется набор базовых слоев единого комплекта карт территории. Пользователи ЕИ ГИС территории, обработав служебную информацию с помощью специализированного программного обеспечения, регулярно предоставляют (на центральный сервер ЕИ ГИС (в соответствии с утвержденным региональным регламентом) сформированный слой(и) в формате его геоинформационного редактора. 
      При работе кризисного центра по требованию уполномоченного представителя органов государственной власти, с территориальных СЦКР должен быть оперативно передан на картографический сервер кризисного цента слой, отображающий текущее или расчетное состояние соответствующей системы (сети). Структура и информационное наполнение этого слоя может значительно отличаться от того стандартного набора информации, которую пользователи ЕИ ГИС (например, владельцы инженерных сетей) обязаны в соответствии с законодательством регулярно передавать на ЦКС для обеспечения ведения градостроительного и земельного кадастров. Это означает, что в инфраструктуре кризисного центра территории должен быть выделенный сервер, дублирующий работу ЦКС территории, с помощью которого будет обеспечиваться интеграция и вывод с экранов мониторов ситуационных (или мобильных) центров изображений на экраны кризисного центра (Блок D рис.10.) и документирование его работы. В дальнейшем будем называть сервер, обеспечивающий работу кризисного центра центральным сервером единой интегрированной геоинформационной системы территории (ЦС ЕИ ГИС). Использование единого комплекта электронных карт территории и механизма конвертации информации из специализированного программного обеспечения СЦКР в формат ЦКС (ЦС ЕИ ГИС) позволяет выводить на центральный экран кризисного центра гарантировано совместимый набор информации (слоев). Вспомогательная информация от СЦКР выводится на боковые экраны в стандартных многооконных режимах. 
      Для того, чтобы ограничить количество специализированных программных комплексов, одновременно предоставляющих информацию через ЦС ЕИ ГИС на главный экран кризисного центра, имеет смысл создавать объединенные ситуационные центры (ОСЦКР) в соответствии с ведомственной принадлежностью. Примером такого корпоративного геоинформационного ресурса и объединенного ситуационного центра контроля ресурса «энергия» - объединение мобильных диспетчерских предприятий, подчиненных министерству энергетики (электрические, тепловые, газовые и иные сети). Единая интегрированная ГИС территории, созданная в концепции «Распределенный слоеный пирог», позволяет формировать любой набор служебных слоев нескольких организаций на отдельно выделенном сервере для решения любых корпоративных или оперативных задач и гарантировать пространственную совместимость информации от различных организаций и ведомств, как на уровне объединенных ситуационных центров контроля ресурсов, так и на уровне кризисного центра территории.
      Формирование структуры ведомственных объединенных ситуационных центров контроля ресурсов на базе единого комплекта электронных карт территории, является информационной, программной и технологической основой обеспечения работы кризисного центра органов государственной власти, обеспечивающей анализ информации о состоянии ресурсов на управляемой территории в реальном режиме времени.

Структурная схема функционирования кризисного центра территории с использованием информационного обеспечения от объединенных ситуационных центров контроля ресурсов на базе ЕКЭК территории представлена на рис.11.

Функциональная схема работы кризисного центра территориальных органов государственной власти
Рис. 10


    • Организационные вопросы формирования ситуационных и кризисных центров территории.

      Основная проблема деятельности любых кризисных центров – невозможность его содержания вне кризиса. Поскольку полнофункциональная работа центра изначально имеет событийный характер, то интервалы между этими событиями представляют потенциальную угрозу его готовности, особенно если в его составе имеются элементы, выходящие за рамки ответственности эксплуатирующей организации [10]. 
      Кроме этого оказывается, что ни одной из существующих в настоящее время организаций государство не делегировало прав по интеграции и управлению информационными ресурсами, создаваемыми при участии государственного финансирования на территории региона.
В общем случае можно утверждать, что невозможно обеспечить централизованное управление региональными корпоративными государственными автоматизированными информационными ресурсами без формирования уполномоченного на это соответствующего регионального предприятия, которое будет заниматься конкретной ежедневной работой по формированию системы государственных автоматизированных информационных ресурсов (ГАИР), координируя на межведомственном уровне деятельность всех участников информационного обмена в регионе. Очевидно, что необходимость оперативного сбора, обработки и анализа большого объема разнородной информации при решении задач управления регионом, формирует потребность проведения скоординированной политики в сфере создания и обслуживания любых региональных государственных автоматизированных информационных систем. Решением проблемы управления региональными ГАИР является формирование структуры регионального межведомственного информационно- аналитического центра (РМИАЦ) территории, задачами которого являются:

  • Обеспечение межведомственного взаимодействия при формировании и обслуживании корпоративных информационных ресурсов ОГВ.
  • Создание и обслуживание технической инфраструктуры кризисного центра территории.
  • Анализ текущего и перспективного состояния территории на базе интегрированных корпоративных информационных ресурсов территории и оперативной информации, предоставляемой региональной структурой ситуационных центров контроля ресурсов.

      Требование постоянного межведомственного взаимодействия и обеспечения готовности к работе инфраструктуры кризисного центра предполагает наличие в РМИАЦ системных администраторов двух типов:

  • Главные системные администраторы (га) - обеспечивающие администрирование ЛВС кризисного (информационно-аналитического) центра и интеграцию информации от региональных ситуационных центров контроля ресурсов
  • Локальные системные администраторы (ла) - обеспечивающие удаленное взаимодействие и информационный обмен корпоративного картографического сервера ЕИ ГИС территории с локальными серверами пользователей ЕИ ГИС территории и обеспечивающие администрирование и техническое обеспечение функционирования каналов связи кризисным центром и стационарными ситуационными центрами контроля ресурсов по каждому из блоку ведомств (рис.11).

      Главные администраторы не имеют прямого доступа к служебной (конфиденциальной) информации Пользователей ЕИ ГИС и ситуационных центров контроля ресурсов. Они обеспечивают обработку и вывод на экраны кризисного центра только той информации, которую им предоставляют локальные администраторы.
      Оплата труда локальных системных администраторов кризисного центра осуществляется соответствующим ведомством (министерством), они имеют, в случае необходимости, прямой доступ к служебной (конфиденциальной) информации пользователя ЕИ ГИС и обеспечивают в случае кризиса оперативное развертывание работы объединенных ситуационных центров контроля ресурсов (ОСЦКР) в полном объеме. 
      Подобные принципы оплаты труда локальных системных администраторов, вместе с формированием промежуточных слоев в формате ЦС ЕИ ГИС (а не в формате специализированного ПО ситуационных центров контроля ресурсов) решают проблему оперативности доступа к служебной информации во время кризиса, при сохранении права собственности на служебную информацию, используемую при работе подобных центров.


Структурная схема
функционирования кризисного центра территории
с использованием информационного обеспечения
от объединенных ситуационных центров контроля ресурсов на базе ЕКЭК территории

от

1 - Картографический сервер и земельный кадастр
2 – Градостроительный кадастр и БТИ
3 – Информационные сети и связь
4 – УВД

5 – Медицина и экология
6 – Инженерные сети
7– Транспортные сети
8 – МЧС

 

Рис. 11

 

      В данной статье рассмотрена потребность создания регионального информационного центра (РИЦ) органов исполнительной власти из необходимости решения задач формирования, обслуживания и использования «Информации о распределения ресурсов» на управляемой территории и обеспечения поддержки инфраструктуры кризисного центра территории. Этапы создания государственного автоматизированного информационного ресурса «Информации о распределении ресурсов» и структуры регионального кризисного центра можно представить в виде следующей последовательности :

      • Разработка программного обеспечения, с помощью которого возможно создание ЕИ ГИС территории в концепции «Распределенный слоеный пирог».
      • Создание картографического сервера территории и корпоративного информационного ресурса ЕКЭК
      • Формирование Ассоциации пользователей, корпоративного сервера ЕИ ГИС и инфраструктуры взаимодействия пользователей в режиме центральный сервер – локальный сервер для формирования корпоративного геоинформационного ресурса территории. Корпоративность информационных ресурсов означает, что каждая служба, предоставляя в общее пользование "свои" данные, может пользоваться информацией других служб. Корпоративность является пороговой характеристикой. То есть, существует некоторый пороговый перечень данных, при превышении которого достигается баланс между потребностями в информации, которую можно получить из корпоративного поля данных для "своих" задач, и данными, которые каждый из участников может вложить в корпоративный информационный пул.
      • Формирование региональных ведомственных объединенных ситуационных центров контроля ресурсов на управляемой территории
      • Формирование технической и программной инфраструктуры кризисного центра территории
      • Формирование устойчивой инфраструктуры обслуживания кризисного центра территории в виде информационно-аналитического центра территории и обеспечения его взаимодействия с ведомственными ситуационными центрами.
         

      В дальнейшем, при более подробном рассмотрении принципов формирования информационных ресурсов «Базовая финансовая информация» и «Правила и процедуры ведения бизнеса» аналогично будет выделен круг задач, выполнение которых возможно, только если будет сформирована устойчивая инфраструктура регионального информационного  центра  органов исполнительной власти территории.

 

  • Выводы и следствия
    • Создание региональной единой интегрированной геоинформационной системы органов (ЕИ ГИС) государственной власти возможно только в концепции «Распределенный слоенный пирог». В этом случае появляется техническая возможность:
      • Полностью исключить ввод информации в ЕИ ГИС через посредников.
      • Исключить дублирование работ, как при создании единого комплекта электронных карт (ЕКЭК) территории, так и при его сопровождении;
      • Разделить геоинформационный ресурс ЕИ ГИС (в том числе и на физическом уровне) и прав собственности на него в соответствии с источником финансирования работ по его созданию;
      • Интегрировать источники финансирования от всех организаций Пользователей ЕИ ГИС.
      • Обеспечить гарантированное восстановление информационного ресурса ЕИ ГИС территории за счет объединения информации распределенной на локальных серверах Пользователей ЕИ ГИС.
    • Построение геоинформационых систем в концепциях «Общий мешок» или «Слоеный пирог» применимо только для отдельных организаций, так как они не обеспечивают участникам информационного взаимодействия возможности самостоятельно формировать, защищать, обрабатывать и анализировать свою служебную (конфиденциальную) информацию. Применение данных концепций (без их доработки) для создания региональной единой интегрированной геоинформационной системы органов государственной власти является тупиковым направлением развития геоинформационых систем.
    • Введено в рассмотрение определение «Набор базовых слоев» для ЕИ ГИС территории – как совокупности объектов на электронной карте территории, имеющих географические имена или почтовые адреса, изменение названий которых возможно только на основании решения органа государственной власти обеспечивающего управление данной территорией. Современное развитие технологий космической фотосъемки позволяет утверждать, что ни размещение, ни точные координаты объектов, входящих в набор базовых слоев ЕИ ГИС не может являться секретной информацией. Секретной информацией может являться совокупность данных о ресурсах, принадлежащих объектам управления на рассматриваемой территории. Применение концепции «Распределенный слоенный пирог» позволяет обеспечить перемещение задач защиты конфиденциальной информации на уровень организаций, которым государство поручило контролировать количество и распределение определенных видов ресурсов на управляемой территории.
    • Введено в рассмотрение определение «Единого комплекта электронных карт (ЕКЭК) территории, представляющий собой «набор базовых слоев» и первичной информации, на основе которых эти слои формируются (растровый слой электронной карты, аэро-, космо- и ортофото снимки территории).
    • Центральный картографический сервер (ЦКС) территории – предназначен для хранения и обслуживания ЕКЭК территории и ведения системы государственных кадастров в концепции «Распределенный слоеный пирог», когда вся любые данные вводятся в информационную систему непосредственно владельцами информации без посредников. Структура ЦКС обеспечивает интегрирование финансовых ресурсов на формирование единой для всех пользователей базы аэро-, космо- и ортофото снимков территории. Единый комплект электронных карт является минимальным набором данных, который должен быть сформирован и размещен на центральном картографическом сервере территории.
    • Центральный сервер единой интегрированной геоинформационной системы территории (ЦС ЕИ ГИС), кроме дублирования информации с ЦКС, обеспечивает хранение, обслуживании, документирование и интеграцию данных от ситуационных центров контроля ресурсов при работе кризисного центра территории.
    • Пользователи ЕИ ГИС территории, обработав служебную информацию с помощью специализированного программного обеспечения, должны по требованию ОГВ сформировать свой слой(и) и передать его на ЦКС или ЦС ЕИ ГИС в формате его геоинформационного редактора и привязкой к набору базовых слоев единого комплекта карт территории (рис.5. и рис.11 – обеспечение работы Блока D):
      • Интеграция регулярной информации для обеспечения формирования системы государственных кадастров осуществляется в соответствии с утвержденными региональными регламентами на Центральном картографическом сервере (ЦКС) территории.
      • Интеграция оперативной информации осуществляется на ЦС ЕИ ГИС, входящем в инфраструктуру территориального кризисного центра органов государственной власти.
    • Для обеспечения поддержки инфраструктуры кризисного центра территории, анализа текущего и возможного распределения ресурсов на управляемой территории на базе интегрированных корпоративных ресурсов, формируемых на ЦС ЕИ ГИС требуется создание регионального информационного  центра органов исполнительной власти.
       

 

Заключение 
      Все изложенное выше, по своей сути, является формулировкой технических требований и технического задания на создание регионального государственного автоматизированного ресурса «Информация о распределении ресурсов».
Предложенная методология обеспечивает решение всех технических и программных проблем по формированию требуемой функциональности подобной системы.
      В тоже время, создание интегрированной региональной геоинформационной системы практически невозможно без наличия инструмента, позволяющего решать проблемы управления ресурсами и методами взаимодействия. 
      Эти проблемы могут быть решены только при участии регионального информационного центра, концепция построения и вывод на самоокупаемость которого изложены в докладе, сделанном автором на ТИБО 2009 - «Методология и принципы построения региональных информационных систем органов исполнительной власти» [4].

      Могилевский региональный информационный центр создан в 2008 году, и к декабрю 2009 года сформировал корпоративную информационную сеть (КИС) органов исполнительной власти, в состав которой входит несколько десятков серверов и более 500 компьютеров во всех горайисполкомах Могилевской области.  
      КИС работает в режиме «распределенная звезда», когда за каждой точкой подключения к облисполкому по VPN-каналу связи находится локальная вычислительная сеть горрайисполкома и подключенные к ней по выделенным каналам (или VPN – каналам связи районного уровня) подразделений райисполкомов или государственных организаций размещенных в других зданиях.
Все компьютеры КИС имеют доступ к региональному Интранет - порталу корпоративной сети. 
      Региональный Интранет–портал обеспечивает взаимодействие в режимах «облисполком – горрайисполкомы» и «облисполком - подразделения облисполкома», в том числе позволяет по требованию формировать системы сбора информации и группы коллективной работы в режиме  «подразделение облисполкома + по одному сотруднику из каждого горрайисполкома».
      На серверах ЛВС райисполкомов устанавливаются Интранет–порталы, в которых  ведутся электронные журналы государственных административных процедур, не требующих запросов в другие организации и программное обеспечение, осуществляющее в горрайисполкоме, в соответствии с принципом «одно окно» автоматизацию работ, реализующих государственные административные процедуры требующих  массовую рассылку запросов в другие организации.
Информация, накапливаемая на Интренет-порталах райисполкомов, может быть синхронизирована и интегрирована  на Интранет – портале Могилевского  облисполкома.

      Таким образом, можно констатировать, что созданная за 1,5 года работы государственным предприятием «Могилевский региональный информационный центр» самоокупаемая коммуникационная и информационная инфраструктура позволяет обеспечить формирование устойчивого и управляемого информационного пространства органов исполнительной власти Могилевской области и достаточна для начала работ по созданию регионального государственного автоматизированного ресурса «Информация о распределении ресурсов» и регионального кризисного центра.

 

       
Литература

  1. С. В. Войцехович. «Информационные ресурсы для управления территорией. Структура» // «Наука и инновации» №10 за 2004 г., с.54-59.
  2. С. В. Войцехович. «Информационные ресурсы для управления территорией. Информация о технологиях и инновации» // Наука и инновации. 2005, №6. с.42-53.
  3. С. В. Войцехович. «Вопросы организации информационного обеспечения региональных органов государственной власти» доклад на TIBO 2005, 07.04.2005.
  4. С. В. Войцехович. «Методология и принципы построения региональных информационных систем органов исполнительной власти» доклад на TIBO 2009, 23.04.2009// Весник сувязи 2009, №3. С 27-35-53.
  5. «Положение о порядке взаимодействия государственных кадастров, регистров, и иных информационных систем». Постановление СМ Республики Беларусь № 94 от 12.04.1999 г.
  6. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия.1985.
  7. А. Филиппович. «Ситуационная система — что это такое?» PCWeek. №26(392), 2003.Москва
  8. Ситуационный центр. BalticSoft common solutions. Калининград 2003 http://www.baltsoft.ru/book.htm
  9. Ситуационные центры //http://www.ascreen.ru/projects/type/more.php?id=7
  10. В.Боголюбов «Ситуационные центры: Рубикон позади», Stins Coman Group, http://www.stinscoman.com/info/press/20040101.asp?i=1

 

 

Список сокращений:

БТИ

бюро технических экспертиз

БД

база данных

га

главные системные администраторы

ГИС

геоинформационная система

ДП

диспетчерский пункт

ЕИ ГИС

единая интегрированная геоинформационная система территории

ЕКЭК

единый комплект электронных карт территории

ла

локальные системные администраторы

КЦ

кризисные центры

ЛСП

локальный сервер Пользователя ЕИ ГИС

МДП

мобильный диспетчерский пункт

ЭК

электронная е карта

ЦКС

центральном картографическом сервере

ОГВ

 

ОСЦКР

объединенный ситуационный центр контроля ресурсов

ОСДП

объединенный стационарный диспетчерский пункт

РМИАЦ

региональный межведомственный информационно-аналитический центр

СДП

стационарный диспетчерский пункт

СМ

ситуационная модель

СОАТО

 

СЦ

ситуационный центр

СЦКР

ситуационный центр контроля ресурсов

СЭД

система электронного документооборота

ЦС ЕИ ГИС

Центральный сервер единой интегрированной геоинформационной системы территории